Ткань Х в. из Богстауна, графство Мит (Bog(g)stown, Co. Meath)

PDFPrintE-mail

Article Index
Ткань Х в. из Богстауна, графство Мит (Bog(g)stown, Co. Meath)
История находки
Отличительные черты
Декор сткани: возможные версии
Варианты использования
All Pages

 

 

 

 

 

 

Текст является переводом из статьи Элизабет Уинкотт Хэкет "Одежда Х в. из Богстауна, графство Мит  (Bog(g)stown, Co. Meath)".
Перевела Святослава Блащук из Киева, КИР Бран Юг

 


 

[В перевод не вошли многочисленные благодарности автора работникам музея и экспертам]

В 1910 г. Британский Музей (Лондон) приобрел у преподобного Уильяма Фолкинера из Дерри (Ирландия) большой кусок шерсти. Шерсть была найдена в болотистом грунте погоста Богстауна в приходе Клонард, на месте значимого раннехристианского монастыря, расположенного в притоке реки Бойн, графство Мит. Находка до сих пор находится в Британском Музее.

В 1994 г. образец ткани подвергся радиоуглеродному анализу и был датирован Х в. н.э.

Найденная ткань являет собой почти правильный квадрат (100 на 113 см). Все края ткани обрезаны (возможно, уже после ее находки), из чего следует, что ее первоначальная ширина была еще больше. Переплетение ткани – полотняное. Предполагаемые нити основы плотной Z-скрутки, диаметр нитей около 1 мм. Для предполагаемого утка использована нить слабой S-скрутки, диаметром около 1,5-3 мм. Время от времени в утке используется двойная нить. Основа имеет плотность 6 нитей на сантиметр, уток – 4, реже 5 нитей на сантиметр. На изнанке заметны ошибки, где нити утка оказываются вне переплетения нитей ткани.Recjr nrfyb bp <jucnfeyf

Нити обоих типов крепкие, спрядены из чесаной шерсти. Поверхность ткани была обработана таким образом, что удлинённый ворс был расчёсан в завитки. Эти завитки не сохранились по всей поверхности ткани. Возможно, ткань расчёсывалась сверху вниз, параллельно нитям основы. Похожий эффект может быть достигнут при помощи традиционных ирландских методов при помощи растирания сумкой с камнями, используя мёд для эффекта завитков. (прим. – метод основан на этнографии, см. Lucas, Cloth finishing in Ireland, 1968)

Ирландским аналогом подобного типа обработки ткани является образец, известный как мантия Св.Бригиты. Последняя была взята из Собора Св.Савора (Брюгге, Бельгия), куда, как считают, она была подарена принцессой Гунхильдой, сестрой короля Англии Гарольда вскоре после 1066 г. Ее семья известна тесными связями как с Ирландией, так и с Фландрией. Шерстяная ткань полотняного переплетения покрыта  кучерявыми прядками шерсти, вычесанными из толстой нескрученной нити утка. Нити же основы более тонкие и более сильной скрутки. Плотность и утка, и основы – 4 нити на сантиметр.

 

 


 

Самая поразительная черта текстиля из Богстауна заметна невооруженным глазом: вся ткань испещрена рельефными круглыми участками ткани, некоторые 5х5 мм, другие 10х10 мм, расположенными на близком, достаточно одинаковом расстоянии. Волокна на этих бугорках более сношены, чем на окружающей их ткани, и заметно бледнее. Скорее всего подобный эффект стал результатом использования каких-то декоративных металлических нашивок. На изнанке ткани отпечатки, конечно же, вогнутые, и можно иногда видеть, что что-то, возможно нить, возможно металлический стержень, проходил через их центр. Куполообразные металлические нашивки были найдены на местах раскопок средневекового Лондона, со встроенными либо отдельными заклепками, которыми они крепились. Одна из найденных нашивок все еще крепится к ткани отдельной заклепкой.

Цвет ткани сейчас красно-рыжий, как это часто бывает у находок из болот. Однако видно, что цвет темнее на изнанке, которая также слегка сваляна. Эта сваляность может быть следствием как ношения одежды, так и самого процесса изготовления. Анализ ткани показал, что шерсть, использованная для нитей основы и утка, была нитью Z-крутки средней ворсистости, нити возможной основы были немного грубее нитей возможного утка (без краёв сложно сказать, что из них было основой, а что - утком). Скорее всего, ткань была белого цвета и осталась неокрашенной. На то время небольшая разница между нитями основы и утка встречается чаще всего, похожие примеры можно встретить в Англии и Германии. Напротив, ткань из норвежских колоний в северной Атлантике характеризуется большой разницей между более грубыми нитями основы и более тонкими – утка.

На поверхности ткани было найдено несколько образцов растительного происхождения без каких-либо следов металла.

Также на поверхности ткани было найдено около тридцати маленьких кусочков нитей. Две из них были проанализированы и определены как шелк; при этом одна из них была изогнута, что дает право предположить, что существовала другая нить, переплетенная с ней. В ткани были найдены расположенные случайным образом 35 волосков и как минимум 29 обрывков тонких нитей. Анализ показал, что волоски являются конскими, а нити – льняными. Существует как минимум два объяснения присутствию конского волоса. Первое – либо владелец ткани ездил верхом, либо ткань использовалась как очень статусная попона. Второе – конский волос попал на ткань уже после обнаружения ткани в болоте при транспортировке на лошади.

 


 

Наибольший интерес представляют бугорки на поверхности. Очевидно, что они свидетельствуют о каком-то упорядоченном декоре. Так как бугорки идут вплоть до самых краев ткани, а кромка или обработанные края отсутствуют, можно предположить, что ткань первоначально была большего размера. Бугорки образуют рисунок из трех прямых линий, пересекающих поверхность ткани. Они пересекаются в одной точке по направлению к одному из краёв практически в центре полотна. Остальные бугорки подобного рисунка не образуют. Можно представить, насколько впечатляющими выглядели эти линии на белой ткани, если по ним располагались золотые, серебряные или инкрустированные «пайетки». Тщательный осмотр линий показал наличие отпечатка под ними, что может свидетельствовать о первоначальном существовании тесьмы, который находился под декором. Подобная трактовка согласуется с известными примерами использования тесьмы в одежде в то время. Например, риза Св.Виталиса в Германии (XI в.) украшена сотканной на дощечках тесьмой, расшитой жемчугом и полудрагоценными камнями.

Дальнейшее изучение поверхности по фотографиям, на которых различимы как участки света и тени, так и следы износа, позволяет предположить, что бугорки образовывали некий круговой узор. Примером может служить участок внизу справа от пересечения вертикальной линии и линии, идущей от правого нижнего угла к левому верхнему. Было бы слишком смело предположить использование акантового орнамента. Если все же предположить подобное, то бронзовое распятие из Клонмакнойса вызывает интересные ассоциации. На одетой в тунику фигуре Христа есть несколько полосок тесьмы, идущих вдоль одеяния и лежащих на орнаменте акантового типа. Различные участки декора часто описываются как «несимметричные, но сбалансированные». Предполагается, что этот металлический диск был создан в начале XI в., и что похожие мотивы встречаются на костяной игле (первая четверть XI в.), найденной в Дублине на Fishamble Street.

Распятие из Клонмакнойса, 11вУзорі акантового типа

Самая первая находка текстиля в графстве Даун в Северной Ирландии была сделана графиней Мойрской и описана в письме в Общество Антикваров в Лондоне в 1783 г. Дальнейшее описание находки было представлено сэром Уильямом Уайльдом в 1864 г. в Королевской Ирландской Академии, в котором кусок шерстяной ткани был описан как имеющий на своей внешней стороне ряды выпуклостей, к каждой из которых были привязано по чёрной петельке, так что ткань могла походить на украшение хвостиками горностая ( очень маленькими ;-) ). Похоже, нити были привязаны к одежде на равном расстоянии. Подобное возможно и для находки из Бокстауна, однако предположение, что нити полностью исчезли и что они оставили очень отчетливые отпечатки и отметины, которые видны сейчас, выглядит неправдоподобно.

Необходимо также помнить, что на ткани есть блестящие завитые шерстяные прядки между бугорками. Чисто белая шерстяная ткань подобной отделки показывала в выгодном свете блестящий металлический орнамент и тесьму или вышивку. Возможно, что круговые узоры, еле различимые на находке из Богстауна, в сочетании с бугорками являются остатками прошлой вышивки, и могли быть похожими на узоры с распятия из Клонмакнойса. Также  крошечные остатки ниток на поверхности ткани могут быть связаны с подобным шитьем и вышивкой.

 


 

Что же это был за предмет одежды и кто мог носить его? С наибольшей вероятностью можно предположить, что данный образец является частью плаща, который первоначально был большего размера. Принимая во внимание то, что рисунок пересекающихся линий орнамента на сегодняшний день не является симметричным, можно предположить, что первоначальный размер ткани был около 135х133 см. Пересечение линий орнамента с центральной вертикальной линией позволяет считать, что это был центр плаща. Если плащ носился застегнутым на плече, то центральная линия орнамента была хорошо видна на противоположной руке и ниже. Плащи, встречающиеся в Book of Kells, могли быть прямоугольными по форме, с двумя ниспадающими  до колен прямыми сторонами.  В рукописи представлены различные размеры плащей, но все они являются квадратными либо прямоугольными. Основные линии

Также данная ткань могла служить покровом для ценного объекта или быть чем-то наподобие гобелена. Когитосус в своей работе «Житие Св. Бригитты» (7 в.) упоминает, что в Соборе Килдэра были гобелены и саркофаги с мощами святых, щедро украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями. Несмотря на это, декор ткани больше ассоциируется с плащами, что позволяет допустить с большой долей вероятности, что данная находка служила плащом.

В ходе исследования необходимо было ответить на еще один вопрос – кто носил или использовал эту одежду – ирландцы или иберно-викинги. Богстаун, как уже упоминалось выше, находится поблизости от важного монастырского поселения, а духовные лица в Book of Kells изображены носящими квадратные или прямоугольные плащи. Линии декора, центрированные сзади, были хорошо видны внизу и по сторонам плаща. В ирландской литературе есть достаточно упоминаний плащей с начесом и вышивки на одежде.

Также существует специальный термин для обозначения плаща из белой шерсти. В Словаре Кормака lend, название для белого brat или накидки, происходит от lee-find, «белая шерсть». В своей книге «Житие Св. Колумбы» Адомнан из Ионы (ок. 628-704 г. н.э.) описывает, как монахи Ионы по особым случаям одевали белые одежды. Предполагается, что это происходило в дни основных религиозных праздников. Другим примером является долгая история ношения белого шерстяного палия или епитрахили, которые до сих пор носят большинство высокопоставленных церковнослужителей как католической, так и православной церквей.

Конечно же, это было время, когда норвежские пришельцы хорошо укоренились в этой части Ирландии, а притоки реки Бойн обеспечивали удобный путь к морю. Существует интересное упоминание арабского географа  из Испании Аль-Удри (вт. пол. XI в.) об одежде викингов в Ирландии:

«Этот остров является слишком ценным для викингов, чтобы они его оставили. У людей острова одежда и обычаи викингов. Они носят дорогие плащи с капюшонами, которые стоят сто динаров. Их знать носит плащи, расшитые жемчугом». Мы не предполагаем, что ткань из Бокстауна была украшена жемчугом, так как в таком случае отпечатки на ткани были бы иными (хотя, конечно же, жемчуг мог быть инкрустирован в нашивки). Однако это высказывание предполагает, что богато декорированные плащи носились как скандинавами, так и ирландцами.

О том, как ткань могла утратить  свой декор, может поведать история, приписываемая Св.Молаизу. Фермер из Девениша убил семь вооруженных людей, вторгшихся на его землю. Четверо церковных учеников были посланы Молаизом к королю Диармайту, сыну Аэда из Слейн, чтобы тот потребовал часть собранного с мёртвых – а именно «одежду, воротники, мечи и копья», причитающуюся королю. Король сказал, что всё это должно отойти святому. Если украшения текстиля были ценными, их могли срезать в какой-либо момент: если не в старину, то уже в наше время, когда находка была обнаружена в болоте.

Данный предмет одежды мог нести как светскую, так и духовную функцию. Интересный вариант выдвигает Анна Матезиус в своей книге «Культ» имперского и церковного шелка в Византии», где «на сохранившемся шелковом покрове были найдены как звездные мотивы, так и бубенчики. В данном случае сохранилось одеяние императора латинского (итальянского), а не византийского происхождения. Это мантия императора Генриха II (ум. в 1024 г.) в Бамбергском Соборе, Германия. Шелк расшит изображениями знаков зодиака, солнца и луны, а также Христа, Девы Марии и небесных сфер и созвездий. В «Libellus de ceremoniis aula imperatoris» (ок. 1030 г. н.э.) описана «императорская золотая мантия», декорированная «знаками зодиака из золота и жемчужин и драгоценных камней». Этот источник описывает оторочку плаща, украшенную «тремя сотнями и шестьюдесятью пятью золотыми бубенчиками».

Есть очевидная разница между белой шерстью из Богстауна и императорским шелком, использованным Генрихом II, хотя, как уже упоминалось, белые шерстяные одежды использовались в церковных церемониях на протяжении многих веков. Кажется ясным тот факт, что ирландская находка после снятия с ткацкого станка была тщательно обработана. Затем ткань была обильно украшена нашивками. Ткань имела дополнительный рисунок, возможно округлый в промежутках между линиями. Предполагаемый плащ, столь богато украшенный, является наиболее необычной и ценной находкой из ирландского прошлого.

 

О нас

Клуб Бран-Юг - группа единомышленников. Мы поддерживаем связи с реконструкторами из других стран, участвуем в обмене информацией. Цель сайта - способствовать обмену знаниями об истории Ирландии в русскоязычном сегменте Интернета.

Полезные сайты

  • twitter.com/BranDeas
  • youtube.com/brandeasgroup
  • livinghistory.ie
  • m3motorway.ie
  • nra.ie/Archaeology
  • archive.org
  • moghroith.org
  • gaelagusgall.org

Где мы есть:

flickrTwitter

youtube

yahoo