Археологические находки головных уборов из Дублина

PDFPrintE-mail

Article Index
Археологические находки головных уборов из Дублина
Шарфы
Повязки
Чепчики
Изобразительны и литературные источники
Аналоги из Британии и дополнительная информация
Послесловие
All Pages

 

 

 

 

 

 

Текст является переводом из книги Элизабет Винкотт Хэкет "Головные уборы эпохи викингов из Дублина".
Перевёл Александр Куликов из Уфы, КИР Медвежий Двор

 

Археологические раскопки на улицах Дублина во второй половине ХХ века выявили много находок текстиля. Часть находок была идентифицирована как головные уборы: этому способствовали волосы и блохи, обнаруженные в них. Необходимо отметить, что часть находок имеет довольно хорошую сохранность по причине очень влажной среды. Кроме того, многие находки были найдены в местах, которые в эпоху викингов были выгребными ямами.

Головные уборы из Дублина эпохи викингов можно разделить на три вида:

  • шарфы,
  • повязки,
  • чепчики.

Статья позиционируется как лёгкий пересказ основной информации из книги. Книга будет интересна широкому кругу читателей благодаря изобилию находок и сравнительному анализу с другими регионами. Так что советуем почитать.

Переходите между главами при помощи оглавления - Article Index. Первая часть - Шарфы.


 

Шарфы

Всего найдено 10 кусков шерстяной и 6 кусков шелковой ткани, которые можно интерпретировать как шарфы. Все они выполнены из нитей Z закрутки. Из 16ти шарфов целиком сохранились только 3 шелковых шарфа, и поэтому мы не можем с точностью говорить какой длинны были все шарфы, можем только предполагать. Основной особенностью этих шарфов является бахрома, которая была как у шелковых, так и шерстяных шарфов. Из 16 описанных шарфов она присутствует у 14; у 2 оставшихся шарфов края не сохранились, но, скорее всего, бахрома была. Так же важной особенностью шарфов является то, что они все сотканы на станке, а не вырезаны из куска ткани, то же относится и к шелковым шарфам.

Если говорить об остатках красителей, то присутствуют следы железной протравы в двух находках, остатки марены - в двух и индиго - в одной.

Так же можно к шарфам отнести вуали(Veils), сделанные из лёгкой ткани, но по прямоугольной форме и размерам напоминающие шарфы. На рисунке изображены варианты использования.

Вуали
О датировке шарфов можно сказать следующее: 12 находок датируются Х веком, 2 находки - концом Х началом XI века, 1находка - началом XI и 2 находки не удалось идентифицировать.

На рисунке представлены возможные варианты использования шарфов.

варианты использования шарфов

Вполне вероятно, что использование зависело от длины и ширины шарфов. Если рассмотреть все находки, можно выделить кластер из шарфов примерно 45-50 см в длину и около 20 см в ширину. Именно так выглядит средний, наиболее популярный, шарф из Дублина.

На следующем рисунке мы видим прорисовку находки.

Правее - называемую бахрому, которая заметна практически у всех шарфов и части повязок.

 

 

 

бахрома была практически на всех шарфах

 

 

 

 

 

 


 

Повязки

Всего найдено 11 остатков, которые можно назвать условно повязки. В своей работе автор разделяет их на:

  1. Длинные шелковые повязки.
  2. Повязки из нескольких кусков, связанных вместе.
  3. Небольшие шелковые и шерстяные повязки.

Что же характерно для длинных шелковых повязок? Сохранность не позволяет сказать, какова была изначальная длинна этих головных уборов, но мы знаем длину находок, что позволяет сделать предположение о том, что эти повязки вполне могли носить вокруг головы. Их размеры: 580*100мм и 570*80мм (длина, указана для находок, так что возможно они были немного длиннее). На одной из  находок найдены следы красителя - марены.


Так же необходимо сказать пару слов о «связанных повязках». Есть 2 находки, в которых несколько повязок связаны между собой. В одном случае связанны узлом 2 повязки, в другом- 3. Возможно, это было сделано для фиксирования другого головного убора.

Отдельного внимания заслуживают небольшие повязки. Как ясно из их названия - это небольшие куски ткани, средний размер которых 300*100мм. В связи с тем, что небольшой размер этих повязок не позволяет носить их взрослым людям, было выдвинуто предположение, что это головные уборы для детей. Так же эту версию подтверждают найденные волосы. Так же необходимо отметить что у части небольших повязок, как и у шарфов, имеется бахрома.


Если говорить о датировках этих находок, то можно сказать следующее: на X век есть 6 находок, 6 находок датируются началом-серединой XI века и одна находка не подлежит датировке. О красителях. Обнаружены следы марены, железной протравы и хлорофиллов.

 

 


 

 

Чепчики

Всего найдено 12 чепчиков(9 шерстяных и 3 шелковых) и 3 остатков, которые можно отнести к чепчикам(1 шелковый 2 шерстяных). Имеется еще одна находка, которая может быть отнесена как к чепчикам, так и к шарфам. Чепчики из Дублина, эпоха викингов

Есть гипотеза, что такие головные уборы носили женщины и дети.

Конструктивной особенностью чепчиков является то, что передняя часть чепчика скатывается и подшивается или складывается и подшивается, нижние края тоже складываются 2 раза и подшиваются. Важной особенностью является и то, что верхняя задняя часть чепчика так же сшивается, и, как правило выпуклостью наружу - есть 8 таких чепчиков. Но есть, по крайней мере, 4 несшитых (в верхней части) чепчика, и 1 сшитый выпуклостью внутрь. И есть 3 остатков чепчиков, у которых мы не можем определить, как был выполнен шов, и был ли он. Среди находок есть один чепчик, у которого в отличие от других найденных не сшита задняя часть.

У некоторого количества находок присутствует шнур, который пришит по всей длине передней части чепчика. У других есть просто пришитые веревочки.

Часть находок несет на себе следы ремонта или переделки. Возможно, отремонтированные чепчики могли надеваться ночью как головной убор, или их донашивали дети. Так же существует версия что чепчики, которые несут следы ремонта, могли донашивать более бедные горожане.

Необходимо сказать, что чепчики с несшитой верхней частью могли носить как под каким-либо головным убором или под шлемом.

Есть предположение, что шерстяные чепчики могли носиться каждый день, а шелковые одеваться по праздникам, или использоваться состоятельными владельцами. В эту пользу говорит то, что шелк был довольно дорогим материалом, и к тому же чепчики из тонкой шелковой ткани могли быстро изнашиваться.

10 находок можно датировать X веком, 3 находки XI веком, 1 - XII веком и 2 не подлежат датировке.

На изображении вы можете увидеть прорисовку находки.

прорисовка чепчика из Дублина

На рисунке ниже можно увидеть чепчики, заплатки, разные виды швов в верхней левой части.

Красители, обнаруженные в головных уборах:

  • Железные протравы (возможно),
  • танины,
  • индиго,
  • марена.

 

 


 

Изобразительные и литературные источники

Необходимо отметить, что существуют так же письменные и изобразительные источники, подтверждающие использование подобных головных уборов.
На барельефе XIII века из церкви в Келлс можно увидеть голову мужчины и женщины. Стилистика изображения говорит о том, что это ирландцы (Hunt 1974. fig. 15. 181).

Барельеф из Келлс с изображением головы мужчины и женщины
На византийской эмалированной пластине конца X начала- XI века мы можем видеть Архангела Михаила, с повязкой на голове, украшенной жемчугом.

Архангел Михаил, Византия, 10 век

Подобное изображение мы можем видеть в англо-саксонском Tiberius Psalter XI века, где мы видим Иисуса Христа в сцене сошествия в ад. На голове у него некий головной убор (повязка), которая завязана узлом на затылке.  Головной убор, предположительно, для работы "в поте лица".
повязка для работы или спорта:)
Немного информации о лентах дают англосаксонские записи XI века о смерти женщины (Owen 1970), там встречаются слова binde и binden, что возможно является аналогом английского слова fillet. Видимо это является некой лентой, полоской ткани, что завязывалась на голове в области висков, так же он мог носиться с другими головными уборами. Это мы можем видеть на англосаксонском изображении XI века.

Англо-саксонские дамы 11 века

В скандинавских сагах пишется, что такие ленты носили как мужчины, так и женщины. Когда в саге о Ньяле Скарпхедин едет на альтинг пишется, что «волосы его были подстрижены и удерживались на месте шелковой повязкой»( his hair was well combed hack and held in place by a silk headband.) Rigspula описывет три типа семьей - бедняков, состоятельных фермеров и знатных людей. В семье второго типа бабушка носит повязку вокруг головы и ее волосы собранны в пучок на затылке (возможно завязаны этой самой лентой)( In the second the woman of the house, the grandmother, wears a band round her head and her hair knotted in a bun). Шаль вокруг ее плечей завязывается в красивый узел. В знатной семье она носит чудесный чепчик и две овальные броши на груди.(Crossley-Holland 1980, 20 and 22). Тут можно предположить, что чепчик является атрибутом высшего класса, в то время как повязка – принадлежность фермеров. Так же, это может зависеть от возраста женщины. Но исландские саги были записаны только в 13 веке, поэтому вполне возможно, что они дошли до нас с искажениями.

 


Аналоги из Британии и дополнительная информация

Находки аналогичных головных уборов есть в Бирке, Йорке, Линкольне, Маску (Финляндия). Два куска шелка из Йорка можно интерпретировать как чепчики, они датируются X веком (Muthesius 1982, 132-3; Walton 1989, 360-7). У находок из Дублина и Йорка и Линкольна есть много общего – одинаковая конструкция и датировки.
Также аналогичный головной найден в Маску (Финляндия), он датируется XII веком.Реконструкция костюма женщины из Маску, Финляндия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прорисовки шёлкового головного убора из Йорка.

прорисовки шёлкового головного убора из Йорка

 

Варианты ношения головного убора из Йорка, сам головной убор до консервации.

Головной убор из Йорка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остатки шарфа из Линкольна и варианты ношения.

Каталог стежков и швов.

Каталог историчных швов и стежков

Плотность нитей в шерстяных тканях, которые использовались как головные уборы.

плотность нитей в историчных текстилях из Дублина эпохи викингов

 


 

Данная статья не претендует на полноту книги и направлена на знакомство с разнообразием головных уборов из Дублина. Автор книги - Элизабет Винкотт Хэкет является величайшим специалистом по ирландскому текстилю, книгу которой стоит прочесть. В книге вы найдёте много информации для сравнительного анализа, интересных идей и загадок, которые ещё осталось разгадать.

Благодарности:

  1. Элизабет Винкотт Хэкет - сами понимаете за что.
  2. Royal Irish Academy - за издание книги.
  3. Александру Куликову - за перевод, подборку картинок и работу над сокращённой версией для сайта.

PS: присоединяйтесь к группе "вконтакте". Там много вкусного.

 

О нас

Клуб Бран-Юг - группа единомышленников. Мы поддерживаем связи с реконструкторами из других стран, участвуем в обмене информацией. Цель сайта - способствовать обмену знаниями об истории Ирландии в русскоязычном сегменте Интернета.

Полезные сайты

  • twitter.com/BranDeas
  • youtube.com/brandeasgroup
  • livinghistory.ie
  • m3motorway.ie
  • nra.ie/Archaeology
  • archive.org
  • moghroith.org
  • gaelagusgall.org

Где мы есть:

flickrTwitter

youtube

yahoo