Сексуальная жизнь в раннесредневековой Ирландии - Анализ содержимого саг

PDFPrintE-mail

Article Index
Сексуальная жизнь в раннесредневековой Ирландии
Дух эпохи
Анализ содержимого саг
Кухулин и Ко
Правоведческие трактаты
All Pages

 

Анализ содержимого саг

Другой источник информации — саги, которые вначале существовали у северных европейских народов в виде устных рассказов, а позднее (в VII—XI веках) записывались на пергаменте.
При чтении саг иногда складывается впечатление, что для героев этих произведений взаимоотношения с противоположным полом были сугубо вторичны. Главное для них — показать окружающим свою силу и богатство, убить побольше врагов или замирить недругов, родить кучу детишек, добиться почета в соседних краях.


Все эти достижения отдельно взятого человека выражались понятием, которое обычно переводят как «удача», но правильнее, на мой взгляд, говорить о «способности одолеть соперника при любых, даже неблагоприятных обстоятельствах». В области секса «удача» выражалась количественно и качественно: чем больше у тебя наложниц — тем ты богаче и знатнее; чем больше у них детей от тебя, тем больше воинов будет со временем в твоей дружине.


Итак, перед нами две категории женщин, отдающих свое тело по необходимости, — наложницы знати и походные подруги солдат. Первые напоминают современных содержанок — для них важны знаки внимания и подарки своих покровителей, а также уважение со стороны окружающих; вторые поразительно похожи на проституток — они бесправны и лишены выбора. Тем не менее стоит отметить одну важную черту, сближающую обе эти разновидности проституции: большинство наложниц испытывало очень сильную эмоциональную привязанность к своим партнерам. Пройдет еще много времени, пока появятся женщины которым будет уже все равно, где и с кем вступать интимные отношения.


Герои ирландских саг (по-ирландски их называли скелами) были бесхитростны, непосредственны, иногда благородны, но лишены элементарного чувства такта. Сойдясь в каком-то месте, два ирландских воина обязательно начинали драку. Этого не происходило только в двух случаях: они были друзьями или они не были ирландцами.
В отношениях с женщинами герои ирландских саг проявляли удивительную прямолинейность:

«Как-то однажды случилось Эри, дочери Делбаета... смотреть на море... Вдруг увидела она нечто, и был это плывший по морю серебряный корабль, немалый на вид, но не могла женщина различить его облик. При гнали волны корабль к берегу, и увидела на нем Эри прекрасного воина. До самых плеч спадали его золотистые волосы. Платье его было расшито золотой нитью, а рубаха — золотыми узорами. Золотая пряжка была у него на груди, и от нее исходило сияние бесценного камня. Два копья с серебряными наконечникам и дивными бронзовыми древками держал он в руках. Пять золотых обручей были на шее воина, что нес меч с золотой рукоятью, изукрашенной серебром и золотыми заклепками.
И сказал ей тот человек:
—    Настал ли час, когда можем мы соединиться?
—    Не было у нас уговора, — молвила женщина.
—    Иди без уговора, — сказал человек.
Тогда возлегли они вместе. Когда же увидела Эри что воин поднимается, принялась плакать.
—    Отчего ты плачешь?— спросил тот.
—    Две причины моему горю,— ответила женщина. — Расставание с тобой после нашей встречи. Юноши... напрасно домогались меня, а теперь ты овладел мной, и лишь тебя я желаю.
—    Избавишься ты от своей печали,— сказал чело¬век. Со среднего пальца снял он свое золотое кольцо и вложил в руку женщине и наказал не дарить и не продавать его никому, кроме того, на чей палец придется оно впору».


Обычай «уговора», о котором говорит Эри, заключался в следующем. Если девушке нравился молодой человек, она заранее через побратима или родственника (реже сама) передавала ему, что хочет провести с ним ночь, — тот отвечал согласием или несогласием. То же самое могло происходить со стороны юноши. Здесь иной случай. Эри не знает человека, который ее домогается, поэтому она терзается сомнениями — а вдруг этот неизвестный воин из менее знатного рода, чем она сама:
«— Еще одно томит меня,— молвила женщина, — не знаю я, кто приходил ко мне.
—    Не останешься ты в неведении, — отвечал ей воин. — Элата, сын Делбаета, был у тебя. И от нашей встречи понесешь ты сына, и не иначе он будет наречен, как Эохайд Брес, Эохайд Прекрасный. Все, что ни есть прекрасного в Ирландии, долину или крепость, пиво или факел, мужчину, женщину или лошадь, будут сравнивать с этим мальчиком, так что станут говорить: это Брес.
Тут удалился человек, как и пришел, а женщина отправилась в дом, и свершилось в ней великое зачатие».
В этой мифологической саге присутствует мотив инцеста (кровосмешения): Элата и Эри — брат и сестра по отцу. Если искать рациональное зерно, то эпизод с Эри нужно рассматривать как общий случай отношений воина и понравившейся ему женщины: пришел, увидел, овладел. Плата же за секс складывается из трех компонентов: славного имени Элаты (она легла не с кем-нибудь, а со знатным воином); его предсказания о рождении замечательного сына; и, наконец, чудодейственного кольца. Эри может гордиться, что вынашивает ребенка от одного из самых знатных людей в Ирландии. Высокое происхождение отца докажет кольцо, которое Эри предъявит своим родственникам, а пророчество Элаты относительно своего сына обеспечит Эри почет и уважение в королевстве.

 



 

О нас

Клуб Бран-Юг - группа единомышленников. Мы поддерживаем связи с реконструкторами из других стран, участвуем в обмене информацией. Цель сайта - способствовать обмену знаниями об истории Ирландии в русскоязычном сегменте Интернета.

Полезные сайты

  • twitter.com/BranDeas
  • youtube.com/brandeasgroup
  • livinghistory.ie
  • m3motorway.ie
  • nra.ie/Archaeology
  • archive.org
  • moghroith.org
  • gaelagusgall.org

Где мы есть:

flickrTwitter

youtube

yahoo