Ткань Х в. из Богстауна, графство Мит (Bog(g)stown, Co. Meath) - Варианты испольования: кто и как мог носить?

PDFPrintE-mail

Article Index
Ткань Х в. из Богстауна, графство Мит (Bog(g)stown, Co. Meath)
История находки
Отличительные черты
Декор сткани: возможные версии
Варианты использования
All Pages

 

Что же это был за предмет одежды и кто мог носить его? С наибольшей вероятностью можно предположить, что данный образец является частью плаща, который первоначально был большего размера. Принимая во внимание то, что рисунок пересекающихся линий орнамента на сегодняшний день не является симметричным, можно предположить, что первоначальный размер ткани был около 135х133 см. Пересечение линий орнамента с центральной вертикальной линией позволяет считать, что это был центр плаща. Если плащ носился застегнутым на плече, то центральная линия орнамента была хорошо видна на противоположной руке и ниже. Плащи, встречающиеся в Book of Kells, могли быть прямоугольными по форме, с двумя ниспадающими  до колен прямыми сторонами.  В рукописи представлены различные размеры плащей, но все они являются квадратными либо прямоугольными. Основные линии

Также данная ткань могла служить покровом для ценного объекта или быть чем-то наподобие гобелена. Когитосус в своей работе «Житие Св. Бригитты» (7 в.) упоминает, что в Соборе Килдэра были гобелены и саркофаги с мощами святых, щедро украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями. Несмотря на это, декор ткани больше ассоциируется с плащами, что позволяет допустить с большой долей вероятности, что данная находка служила плащом.

В ходе исследования необходимо было ответить на еще один вопрос – кто носил или использовал эту одежду – ирландцы или иберно-викинги. Богстаун, как уже упоминалось выше, находится поблизости от важного монастырского поселения, а духовные лица в Book of Kells изображены носящими квадратные или прямоугольные плащи. Линии декора, центрированные сзади, были хорошо видны внизу и по сторонам плаща. В ирландской литературе есть достаточно упоминаний плащей с начесом и вышивки на одежде.

Также существует специальный термин для обозначения плаща из белой шерсти. В Словаре Кормака lend, название для белого brat или накидки, происходит от lee-find, «белая шерсть». В своей книге «Житие Св. Колумбы» Адомнан из Ионы (ок. 628-704 г. н.э.) описывает, как монахи Ионы по особым случаям одевали белые одежды. Предполагается, что это происходило в дни основных религиозных праздников. Другим примером является долгая история ношения белого шерстяного палия или епитрахили, которые до сих пор носят большинство высокопоставленных церковнослужителей как католической, так и православной церквей.

Конечно же, это было время, когда норвежские пришельцы хорошо укоренились в этой части Ирландии, а притоки реки Бойн обеспечивали удобный путь к морю. Существует интересное упоминание арабского географа  из Испании Аль-Удри (вт. пол. XI в.) об одежде викингов в Ирландии:

«Этот остров является слишком ценным для викингов, чтобы они его оставили. У людей острова одежда и обычаи викингов. Они носят дорогие плащи с капюшонами, которые стоят сто динаров. Их знать носит плащи, расшитые жемчугом». Мы не предполагаем, что ткань из Бокстауна была украшена жемчугом, так как в таком случае отпечатки на ткани были бы иными (хотя, конечно же, жемчуг мог быть инкрустирован в нашивки). Однако это высказывание предполагает, что богато декорированные плащи носились как скандинавами, так и ирландцами.

О том, как ткань могла утратить  свой декор, может поведать история, приписываемая Св.Молаизу. Фермер из Девениша убил семь вооруженных людей, вторгшихся на его землю. Четверо церковных учеников были посланы Молаизом к королю Диармайту, сыну Аэда из Слейн, чтобы тот потребовал часть собранного с мёртвых – а именно «одежду, воротники, мечи и копья», причитающуюся королю. Король сказал, что всё это должно отойти святому. Если украшения текстиля были ценными, их могли срезать в какой-либо момент: если не в старину, то уже в наше время, когда находка была обнаружена в болоте.

Данный предмет одежды мог нести как светскую, так и духовную функцию. Интересный вариант выдвигает Анна Матезиус в своей книге «Культ» имперского и церковного шелка в Византии», где «на сохранившемся шелковом покрове были найдены как звездные мотивы, так и бубенчики. В данном случае сохранилось одеяние императора латинского (итальянского), а не византийского происхождения. Это мантия императора Генриха II (ум. в 1024 г.) в Бамбергском Соборе, Германия. Шелк расшит изображениями знаков зодиака, солнца и луны, а также Христа, Девы Марии и небесных сфер и созвездий. В «Libellus de ceremoniis aula imperatoris» (ок. 1030 г. н.э.) описана «императорская золотая мантия», декорированная «знаками зодиака из золота и жемчужин и драгоценных камней». Этот источник описывает оторочку плаща, украшенную «тремя сотнями и шестьюдесятью пятью золотыми бубенчиками».

Есть очевидная разница между белой шерстью из Богстауна и императорским шелком, использованным Генрихом II, хотя, как уже упоминалось, белые шерстяные одежды использовались в церковных церемониях на протяжении многих веков. Кажется ясным тот факт, что ирландская находка после снятия с ткацкого станка была тщательно обработана. Затем ткань была обильно украшена нашивками. Ткань имела дополнительный рисунок, возможно округлый в промежутках между линиями. Предполагаемый плащ, столь богато украшенный, является наиболее необычной и ценной находкой из ирландского прошлого.



Last Updated on Wednesday, 20 July 2011 06:04  

О нас

Клуб Бран-Юг - группа единомышленников. Мы поддерживаем связи с реконструкторами из других стран, участвуем в обмене информацией. Цель сайта - способствовать обмену знаниями об истории Ирландии в русскоязычном сегменте Интернета.

Полезные сайты

  • twitter.com/BranDeas
  • youtube.com/brandeasgroup
  • livinghistory.ie
  • m3motorway.ie
  • nra.ie/Archaeology
  • archive.org
  • moghroith.org
  • gaelagusgall.org

Где мы есть:

flickrTwitter

youtube

yahoo