Сексуальная жизнь в раннесредневековой Ирландии - Правоведческие трактаты

PDFPrintE-mail

Article Index
Сексуальная жизнь в раннесредневековой Ирландии
Дух эпохи
Анализ содержимого саг
Кухулин и Ко
Правоведческие трактаты
All Pages

 

Правоведческие трактаты

Все-таки материал саг — не самый надежный источник для реконструкции особенностей сексуальной жизни средневековых ирландцев: слишком много там фантастики и вымысла. Вот законы — другое дело. Там будет все разложено по полочкам — такое-то наказание за приставание к молодым юношам, такой-то штраф за убийство рабыни и так далее.
Ирландский юридический трактат, созданный в VII— IX веках, носит название «Речения о кровавом лежании» и регулирует отношения между тем, кто нанес урон какому-либо человеку, и самим пострадавшим. Так, трактат определяет, что если кому-либо нанесена рана, то обидчик должен оплатить услуги лекаря, а также обеспечить пострадавшему уход и лечение в своем доме. В трактате упоминаются лица, которым возмещение не полагалось вовсе, и те, которые могут претендовать только на частичный выкуп за ранение. Всего перечислено 30 категорий неполноправных граждан: 15 мужчин и 15 женщин. В числе прочих названы:
•    шлюха;
•    «блуждающая»;
•    «женщина-оборотень» или «женщина-волк».


Шлюху («ту, что не берет платы за пользование своим телом») лишали гражданских прав полностью. Ее можно было даже убить и не платить за это. Однако «блуждающей» и «женщине-оборотню-волку» полагалось возмещение за рану.
Почему-то ирландские законники особенно не жаловали женщин, предававшихся любовным утехам со многими мужчинами и на безвозмездной основе — просто из любви к самому процессу полового сношения. Секс за плату, с другой стороны, находился под патронажем ирландских законов, и проститутки могли рассчитывать на защиту со стороны государства. Видимо, причина такого дифференцированного подхода состояла в том, что проститутка занимается сексом с  людьми, как правило, не бедными, а часто и влиятельными, которым вряд ли могло понравиться, если кто-то избивал или калечил их пассий.
Слово «блуждающая» означало не склонность к бродяжничеству, а то, что такая женщина обладает способностью время от времени переходить из мира живых в потусторонний мир и возвращаться обратно:
«Эта женщина блуждает, то есть, ходит к сидам [вы помните, это духи, обитатели "того света" —И. К.]. По какой же причине не следует принимать ее? А вот по какой: они ее не дождутся и сами тогда придут искать ее в твоем доме, хоть никто их и не звал; потому лучше откупиться от нее выкупом».


Женщина-оборотень (на русский ее прозвище можно  перевести как «яростная сука в собачьем припадке", то есть во время течки) отличалась исключительной похотливостью. Нимфоманкам за травму полагалась только половинная компенсация:
«А почему же волк-оборотень должен получить выкуп, разве он не вне закона? Вот какова причина: если она нападет на кого-нибудь, то сделает это из мести, следовательно, она не нарушит своего права. Может она сделать что-нибудь ужасное, загрызет младенца, но при этом будет мстить за себя, а может быть — за своего мужа, вот потому и говорится, что выкупом за нее будет половина стоимости чести мужа ».
Как видите, в раннесредневековом сознании месть была совершенно нормальным человеческим чувством, а потому она частично оправдывала совершенное преступление.
Скорее всего, «яростные суки» древнеирландских законов — это женщины-воительницы, которые были знакомы с воинским искусством. О свободных сексуальных отношениях, принятых в их среде, мы судим по сагам. Так, мы узнаем, что в военной школе Скатах обучались и мужчины, и женщины, на время обучения они становились сексуальными партнерами. Воительница Айфе, признав зависимость от Кухулина, поклялась исполнить три его желания. Первым его желанием, естественно, был секс.

Нет ничего удивительного в том, что и женщины-воительницы не стеснялись своих сексуальных желаний. Дочь Скатах, например, сама предложила себя Кухулину. Для ирландского общества VII—IX веков их поведение, конечно, было довольно странным — но воительниц побаивались, и потому они, в отличие от шлюх, имели некоторую защиту перед законом.
Может быть, выражение «яростная сука» следует понимать так: «женщина, которая любит секс, но при случае способна и поколотить мужчину»? (Шучу-шучу.)
Теперь представим себе такую бытовую сценку. Проститутка ходит по округе и занимается своим ремеслом за материальную компенсацию — деньги или товары. Кто-то из клиентов не пожелал честно с ней расплатиться, и тогда женщина у него что-нибудь крадет и убегает. Через некоторое время клиент снова встречает эту женщину и жестоко избивает ее за кражу. Пострадавшая обращается к защите закона. В ответ мужчина заявляет судьям, что перед ними не обыная проститутка (заслуживающая как честный предпрениматель полной платы за свой труд и полной компенсации за причиненный ей вред), а блуждающая или оборотень. Если судьи поверят ответчику, то оплачивать ему придется только половину стоимости лечения истицы. Полностью уклоняться от платы ему и самому невыгодно: как-нибудь темной ночью начнут ему мерещиться сиды, требующие от него остаток долга и за неповиновение угрожающие расправой. А если женщина хорошо владела оружием, то после выздоровления она могла заявиться к обидчику в дом выяснять отношения на поединке.

В VII—IX веках «блуждающие» и «яростные суки», ввиду их нестандартного сексуального поведения, ставились на одну доску с колдуньями и душевнобольными. Древнеирландское общество еще не изолировало безумцев, однако пыталось в той или иной форме ограничить их права.
В более позднюю эпоху (X—XII века) в Европе в места изоляции попадут вместе с шизофреничками и умственно отсталые, и распутницы, и пьяницы. Так относительно безобидные персонажи вроде «блуждающих» и «яростных сук» превращаются под влиянием христианства в гораздо более отвратительных и крайне опасных колдуний и дьяволиц. Теперь их сексуальные особенности воспринимаются лишь как внешнее проявление их демонической сущности. Приписываемая проституткам связь со сверхъестественными силами станет причиной преследований падших женщин в некоторых странах Европы во время «охоты на ведьм», но это — тема другого рассказа.



Last Updated on Monday, 13 December 2010 22:36  

О нас

Клуб Бран-Юг - группа единомышленников. Мы поддерживаем связи с реконструкторами из других стран, участвуем в обмене информацией. Цель сайта - способствовать обмену знаниями об истории Ирландии в русскоязычном сегменте Интернета.

Полезные сайты

  • twitter.com/BranDeas
  • youtube.com/brandeasgroup
  • livinghistory.ie
  • m3motorway.ie
  • nra.ie/Archaeology
  • archive.org
  • moghroith.org
  • gaelagusgall.org

Где мы есть:

flickrTwitter

youtube

yahoo